Аннотация к программе
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
С. Н. Николаева
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей
двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование
и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура
рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и
объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам,
изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое
воспитание
дошкольников»
и
«Повышение
квалификации работников дошкольных образовательных учреждений».
Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии
детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных
знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой и
экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной
закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой
обитания.
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит
в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным
частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и
развитие экологической культуры взрослых.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический
взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
экологически обоснованный подход к построению, содержанию и
методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и
в семье;
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов
(повышение уровня экологической грамотности и экологопедагогической готовности к работе с детьми);
технологию формирования начал экологической культуры во
всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н.
Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и
экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом
результатов исследования ученых в области детской психологии и
педагогики. Важнейшими стали следующие положения:
старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о
закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и
животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе
живых организмов);
морфофункциональные свойства растений и животных как
признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники
понимают при демонстрации этих признаков на обитателях
уголка природы;
при соответствующей организации педагогического процесса во
всех возрастных группах дети начинают понимать специфику
живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта);
старшие дошкольники усваивают существенные признаки
живого объекта;
средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные
представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса
сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие
растений и животных).
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы
посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой
обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и
животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь
которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы
взаимодействия с природой.